Кто на сайте
Сейчас на сайте находятся:
 36 гостей 
Главная -> Дети и ВИЧ -> Мед-релиз -> Мед-релиз № 9 (2014)
АНКЕТА

для оценки качества оказания услуг медицинскими организациями в амбулаторных условиях

Мобильное приложение тестирования

Для Андроида

Мед-релиз № 9 (2014)

ВИЧ-инфицированные дети: обучение и воспитание

Как и в большинстве стран мира, в России люди, живущие с ВИЧ, вынуждены скрывать свой диагноз от окружающих, соседей, коллег по работе, друзей, в том числе и от самых близких людей. Опасаясь разглашения ВИЧ-положительного статуса ребенка, родители нередко предпочитают не отдавать его в детский сад, сами ограничивают общение ребенка со сверстниками, что, безусловно, негативно отражается на его развитии и социализации.

 

Чтобы не допустить ограничения прав детей, живущих с ВИЧ-инфекцией, в том числе и права на получение образования, во многих странах в 1990-х годах были разработаны и приняты специальные законодательные акты. В нашей стране основополагающим законом о ВИЧ-инфекции является федеральный закон от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" в действующей последней редакции от 28.12.2013 N 421-ФЗ.   Существуют также и положения, регламентирующие порядок приема и обучения ВИЧ-положительных детей в дошкольных учреждениях и в общеобразовательных школах.
Положение об обучении ВИЧ-инфицированных детей основывается:

 

  • на праве родителей не разглашать свой диагноз и диагноз ребенка при зачислении его в образовательное учреждение;
  • на правиле соблюдения персоналом учебного заведения конфиденциальности, то есть неразглашения сведений о состоянии здоровья ребенка, полученных от родителей или ставших известными другим путем;
  • на требовании соблюдать основные гигиенические правила и универсальные меры профилактики.

 

Принятие таких положений дало многим тысячам ВИЧ-положительных детей возможность ходить в детский сад, учиться в школе вместе со сверстниками, получать достойное образование. За годы распространения эпидемии ВИЧ-инфекции нигде в мире, в том числе и в России, не было зарегистрировано ни одного случая передачи вируса от одного ребенка другому в условиях детского сада или школы.

Российские законы гарантируют ВИЧ-положительным взрослым и детям те же права, что и всем остальным гражданам Российской Федерации, без всяких ограничений. Право ВИЧ-положительных детей на обучение и воспитание реализуется в рамках действующего законодательства, согласно которому ВИЧ-положительный ребенок должен быть принят в любое учебное заведение на общих основаниях. Наличие ВИЧ-инфекции у ребенка не может служить основанием для отказа в приеме его в дошкольное учреждение или начальную школу, равно как и исключения из них. Единственный критерий определения места и формы обучения ВИЧ-положительного ребенка – это состояние его здоровья.

Вопрос о посещении ребенком детского сада или общеобразовательной школы решают его родители вместе с врачом, который наблюдает ребенка. С учетом общего состояния здоровья, уровня психомоторного, речевого и физического развития ребенка определяется оптимальная форма его обучения в раннем, дошкольном и школьном возрасте.

При поступлении в дошкольные образовательные заведения или школу от родителей не требуется сообщать диагноз ребенка администрации образовательного учреждения. Ни одно официальное лицо (включая директора образовательного учреждения, руководителя районного или городского отдела образования, воспитателей и педагогов и т.д.) не имеет права требовать от родителей справки о наличии или отсутствии у ребенка ВИЧ-инфекции или принуждать родителей к объявлению диагноза ребенка.

Право на сохранение в тайне медицинского диагноза, в том числе диагноза «ВИЧ-инфекция», предусмотрено законодательством не случайно. Население в целом и работники образования в частности недостаточно информированы о ВИЧ-инфекции, а неверные представления о природе заболевания и необоснованные опасения заразиться ВИЧ широко распространены. В этом направлении ведется активная просветительная работа: в Липецкой области за каждым медиком, работающим в ГУЗ «ЛОЦПБС и ИЗ» закреплено по несколько учреждений образования для проведения регулярной разъяснительной работы с персоналом и учащимися подобных заведений по вопросам ВИЧ-инфекции и СПИДа. Это способствует ликвидации невежества педагогов и учащихся в отношении данной инфекции, а также снижает вероятность того, что в школе или детском саду к ВИЧ-положительному ребенку будут относиться с опаской или откровенным  негативом.

Информирование руководителя и персонала учебного заведения о наличии у ребенка ВИЧ-инфекции возможно только в добровольном порядке. Родители могут сообщить персоналу образовательного учреждения диагноз ребенка, например, в том случае, когда ребенку назначены антиретровирусные препараты и их прием приходится на время пребывания ребенка в детском саду или школе. Естественно, это произойдет только если родители будут доверять воспитателю, медсестре или учителю, находить у них понимание и сочувствие и,  самое главное, будут уверены, что объявление диагноза не повлечет за собой негативного отношения к ребенку или к ним самим, а информация о ВИЧ-положительном статусе ребенка сохранится в тайне от остальных сотрудников, детей и их родителей. Профессионально зрелый, чуткий и грамотный воспитатель или педагог может и должен стать партнером родителей в борьбе за здоровье и психологическое благополучие ребенка.

Медицинские и другие работники образовательных учреждений, которым стало известно о ВИЧ-положительном статусе ребенка, несут дисциплинарную, административную, а в некоторых случаях – и уголовную ответственность за разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, к которой относится диагноз ребенка и его родителей.

Сегодня ВИЧ-инфекция может коснуться каждого. Люди могут годами жить с вирусом и не подозревать о его наличии из-за отсутствия у них каких-либо признаков заболевания. Для того чтобы предотвратить возможность инфицирования ВИЧ, гепатитами, другими инфекциями, передаваемыми через кровь, всем необходимо соблюдать простые меры профилактики. Соблюдать эти меры нужно всегда, везде (в учебном и медицинском учреждении, на работе и на отдыхе) как  в отношении всех без исключения людей так и в отношении любых инфекционных заболеваний, передающихся через кровь, поэтому они называются универсальными.

Руководители образовательных учреждений должны обеспечить не только знание персоналом универсальных мер профилактики, но и их ежедневное соблюдение, для чего в учреждении должен быть постоянно пополняемый запас дезинфицирующих средств, медицинских перчаток, одноразовых медицинских инструментов, средств оказания первой помощи. С универсальными мерами профилактики при оказании первой помощи, в том числе самим себе, должны быть ознакомлены также воспитанники и ученики образовательного учреждения в объеме и форме, которые доступны пониманию в их возрасте. Воспитатели и учителя должны научить детей правилам оказания первой помощи при травмах и соблюдению универсальных мер профилактики.

ВИЧ-инфекция на сегодняшний день, к сожалению,  уже не редкость, но и не приговор! ВИЧ-положительные люди, в том числе и дети, при адекватном  лечении и уходе  способны вести абсолютно полноценную жизнь в любом возрасте!

Грудное молоко ВИЧ-позитивной матери  - польза или вред?

Грудное молоко — идеальный продукт питания и лучшее начало жизни для малыша. Именно поэтому Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует исключительно грудное вскармливание в течение минимум первых шести месяцев жизни ребёнка.

Однако есть ряд ситуаций, когда естественное вскармливание не только не приносит пользы, а наоборот вредит, причем фатально! Одной из этих ситуаций является ВИЧ-инфекция у матери, так как в этом случае ребенок рискует получить с молоком матери не здоровье и силы, а пока все еще неизлечимую грозную инфекцию, вызываемую вирусом иммунодефицита человека. Ведь риск передачи этого вируса  при кормлении грудью от ВИЧ(+) матери ребенку составляет порядка 15-30%! Именно таким путем на территории нашей области были инфицированы двое из восьми  ВИЧ-позитивных детей, зарегистрированных в период с 1997г по настоящее время. Мамы этих детей инфицировались сами уже после родов, а затем – по незнанию – передали вирус детям  со своим молоком.

К сожалению в последние годы отмечается нарастающая тенденция к увеличению числа ВИЧ-инфицированных женщин как в нашем регионе, так и в целом по России, в связи с чем и возрос риск рождения ВИЧ(+) детей. И если всесторонний охват беременных женщин медицинским наблюдением, обследованием и химиопрофилактикой перинатальной передачи ВИЧ от матери к ребенку (при выявлении ВИЧ-инфекции у будущей матери)  позволили снизить риск анте- и интранатального инфицирования ребенка до 0 в последние 3 года; то недостаточный уровень просвещенности и личной ответственности у исходно ВИЧ-негативных кормящих мам, меняющих половых партнеров и не проходящих при этом повторного тестирования на ВИЧ, определяет высокий  возможный риск инфицирования ребенка вирусом иммунодефицита человека через грудное молоко.

Для исключения риска передачи вируса иммунодефицита человека от ВИЧ(+) матери  ребенку помимо прочих мероприятий в обязательном порядке осуществляется перевод новорожденного на искусственное вскармливание сразу после родов и до завершения периода грудного возраста. А тем детям, у матерей которых был отрицательный ВИЧ статус в период беременности, но имели место незащищенные половые контакты  с ВИЧ(+) половым партнером и/или внутривенное употребление наркотиков также рекомендуется воздержаться от грудного вскармливания сразу после рождения, заменив его адаптированными молочными смесями, и вернуться к кормлению грудью после получения отрицательных результатов на ВИЧ у матери и ребенка. Аналогичные рекомендации даются и в ситуации с необследованными на ВИЧ во время беременности и родов женщинами.

Сейчас детям до года педиатры не рекомендуют давать коровье молоко. Почему и чем следует кормить ребенка при невозможности грудного вскармливания?  Отвечу на эти вопросы. Чем? При наличии противопоказаний к  естественному вскармливанию единственно правильным выбором становится адаптированный заменитель женского молока (АЗЖМ) – адаптированные сухие  молочные смеси для искусственного вскармливания детей. Почему? Потому что АЗЖМ являются адаптированными, т.е максимально приближенными по составу к формуле грудного молока, а  по сравнению с коровьим или козьим молоком АЗЖМ  имеют целый ряд преимуществ.

Результаты научных исследований последних десятилетий доказывают, что коровье молоко ни по каким критериям не отвечает потребностям растущего организма малыша, более того, негативно влияет на его состояние здоровья и иммунитет, и, порою, программирует заболевания во взрослой жизни. Прежде всего, негативным фактором является белок коровьего молока. Его очень много, по сравнению с белком грудного молока и АЗЖМ, и состав абсолютно другой. Как результат – потребление коровьего молока ребенком первого года жизни перегружает организм (особенно почки, через которые должен выводиться излишек белка), способствует развитию ожирения, сахарного диабета и заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Вторым неблагоприятным фактором является наличие в коровьем молоке огромного количества минералов, которые не нужны младенцу. Третьим фактором является недостаточное содержание в коровьем молоке железа, цинка, ряда витаминов и незаменимых микроэлементов. Это приводит к развитию анемии, снижению защитных сил организма. Четвертый фактор – в коровьем молоке очень мало незаменимых ненасыщенных жиров, которые абсолютно необходимы для развития головного мозга и зрения ребенка.

Установлено, что дети, получающие коровье молоко, имеют гораздо выше риск развития аллергии. Это не полный перечень ответов, почему ребенку хотя бы на протяжении первого года жизни нельзя давать коровье молоко, а единственной альтернативой в ситуации отсутствия грудного молока являются адаптированные современные молочные смеси.

Уровень развития современной индустрии питания позволяет ребенку, лишенному грудного молока, вырасти крепким и здоровым благодаря широкому спектру АЗЖМ. Подобных смесей на сегодняшний день действительно великое множество. Одних только производителей на российском рынке более чем полдюжины: «Нутриция», «Нестле», ОАО «Завод детских молочных продуктов», «Хумана», «Хипп», «Фризленд Ньютришн», «Хайнц», «Колинска», «Семпер», и  каждого из производителей в наличии обычно по несколько линеек смесей. Чтобы не потеряться среди такого многообразия родителям нужно обратиться за профессиональной  помощью к врачу педиатру, который поможет выбрать смесь, подходящую именно их ребенку.

Адаптированные смеси жизненно важны для ребенка, поэтому родители, при наличии противопоказаний к грудному вскармливанию, должны быть готовы к финансированию этой затратной статьи расходов по уходу за младенцем. Дети, рожденные от  ВИЧ(+) матерей, обеспечиваются  сухими смесями в льготном порядке – бесплатно за счет средств областного бюджета. Для этих целей ГУЗ «ЛОЦПБС и ИЗ» в настоящее время закуплена адаптированная сухая молочная смесь «Малютка», ранее закупалась смесь «Нестожен». Обе этих смеси соответствуют современным требованиям к питанию младенцев и с успехом используются для искусственного вскармливания, способствуют полноценному росту и развитию малышей, предохраняют от аллергических заболеваний и нарушений желудочно-кишечного тракта.

Последнее обновление ( 31.07.14 21:16 )

Телефон "Доверия"
8(4742)34-20-77
(Время работы с 8:00 до 16.00 суббота, воскресенье -выходной)
Контакты
e-mail: aids-centre@mail.ru Приемная гл. врача: (факс) 8(4742) 35-54-42
8(4742) 34-20-70 – регистратура (по приему врачей, стоимости платных услуг и т.д.)
Поиск
Запись к врачу
Портал госуслуг Липецкой области
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ» официальный сайт
Портал госуслуг РФ
Минздравсоцразвития о профилактике ВИЧ/СПИДа в России официальный сайт
В контакте SPIDU-48-NET
Здоровый регион